суббота, 1 мая 2010 г.

Художественная галерея.

• Живопись, скульптура, предметы декоративно- прикладного искусства из коллекций Нарвского музеяЖИВОПИСЬ, СКУЛЬПТУРА, ПРЕДМЕТЫ ДЕКОРАТИВНО- ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА ИЗ КОЛЛЕКЦИЙ НАРВСКОГО МУЗЕЯПостоянная экспозиция музея из собраний довоенных музеев Нарвы. Произведения искусства середины XVII- середины XX вв.Во время II Мировой войны художественные коллекции сильно пострадали при эвакуации в Ленинград и Таллинн. Но, несмотря на потери, значительная часть экспонатов возвратилась в Нарву. После длительного хранения в старом здании на территории Нарвского замка произведения искуства обрели свое место в фондах и экспозиции Художественной галереи. Ныне в художественных коллекциях большую ценность представляет собрание портретов XVIII в., созданных в России иностранными мастерами, такими, как Л.-К. Пфандцельдт, И.-Г. Ведекинд, работавший и в Нарве, Х. Бухгольц. В разделе русского искусства XIX-нач. ХХвв. наиболее интересно представлен пейзаж полотнами И. Айвазовского, И. Шишкина, Л. Лагорио, Н. Дубовского. Среди произведений бытового жанра выделяются работы К. Трутовского, А. Маковского. На выставке экспонируются и исторические картины. Среди произведений западно-европейского искусства показаны отдельные работы таких авторов, как Э.-А. Канольдт, Г.-А.Расмуссен,А. Шуази, Р. Фригерио. Небольшое собрание эстонского искусства включает в себя в первую очередь произведения художников, чей творческий путь так или иначе был связан с Нарвой: А. Янсена, П. Арена, А. Промета, Э. Вербера. Здесь можно увидеть редкие и очень интересные работы П. Бурмана, Х. Мугасто, Л. Мей, А. Калмуса. Особое место в коллекции занимают работы нарвских художников. Творчество современных местных художников часто экспонируется в соседних залах, что дает возможность, продолжая традиции музея Лаврецовых, приобретать работы нарвских художников для пополнения фондов. • Кресты. Иконы. Складни. XVIII - XIXИз коллекций Художественной галереи Нарвского музеяПророк Моисей. Сер. XVIIв. Дерево, резьба, полихромн. роспись. Объёмные полихромные скульптуры Христа и Моисея, принадлежащие Нарвскому музею, вырезаны из монолитного куска дерева и опираются на круглый цоколь. Тыльная (задняя) сторона необработана. Фигура Христа по пропорциям и выполнению сходна с фигурой Моисея, вероятно скульптуры созданы тем же мастером и когда-то были частью церковного интерьера. Возможно, что работы происходят из бывшего Домского собора Нарвы. В каталоге 1937 г. музея Петра I в Нарве отмечаются многие предметы из этой церкви – в том числе за № 269 приведена деревянная скульптура Моисея и за № 270 приведена деревянная скульптура Христа. Из этой же церкви в списке числятся фигуры апостолов Павла и Фомы, вырезанные из дерева для декора органа. Если исходить из предположения, что фигуры происходят из шведского Домского собора Нарвы, можно их отнести к середине XVII века. Строительство шведского Домского собора в Нарве началось в 40-х годах XVII века (1641-1646 гг.), в 1649 г. построили кафедру и алтарь, в 1650-х годах – скамейки и орган. По данным Карлинга, алтарь установлен в 1648-49 гг. Резчик по дереву Симон Сифферсон. Вероятно, в 1659 г. во время большого пожара уничтожена обстановка церкви, потому что в 1691 г. Йоханн Георг Херольдт сделал новый алтарь в церкви. В 1733 г. церковь перешла в немецкий приход, после чего обновили алтарь и заменили кафедру. По данным Карлинга, в церкви сохранились остатки органа и старой кафедры. Очевидно фигуры Христа и Моисея все-таки входили в состав бывшего алтаря, потому что их размеры не подходят к деталям кафедры. Возможно и то, что они могли быть также частью старого западного хора. Й-Г. Херольдт (?). Христос Вседержитель. Кон. XVIIв. Дерево, резьба, полихромн. роспись.Фигура Христа с полихромной росписью хорошего качества происходит вероятно из какой-то лютеранской церкви Нарвы. В каталоге Музея Петра I Нарвы упоминаются многие записи из Нарвского Домского собора шведского периода ( в дальнейшем – церкви немецкого прихода ), где указывались происходящие из немецкой церкви деревянные скульптуры и резьба по дереву. Рассматриваемую фигуру нельзя точно связать с деревянной скульптурой, упомянутой в конкретном каталоге. Стен Карлинг отмечает в монографии Нарвы 1936 г. (стр. 335), что наверняка одна из фигур Христа, происходящая из шведского Домского собора и принадлежащая Нарвскому музею, является работой скульптора Йоханна Георга Херольдта. Как известно, Й-Г.Херольдт создал в 1691 году новый алтарь шведского Домского собора в Нарве. В 1733 году церковь перешла в немецкий приход, после чего обновили алтарь и заменили кафедру. Алтарь обновили также в 1850 году. Й-Г.Херольдт прибыл в Нарву из Риги, где был строительным мастером и скульптором. Рассматриваемая фигура Христа достаточно хорошего уровня, что подходит к работе Й-Г.Херольдта. Однако со всей уверенностью этого сказать нельзя.

Комментариев нет:

Отправить комментарий