понедельник, 3 мая 2010 г.

Остановка - "Нарва"

Издавна Нарва была важным пунктом, за обладание которым несколько раз разыгрывались крупные баталии. В чём же дело? В чём заключается стратегическая важность Нарвы? Во-первых, Нарва почти во все времена была пограничным городом-крепостью. Во-вторых, город находится на пересечении торговых путей: водного Нарва – Псков и сухопутного Таллинн (Тарту) – Петербург (Великий Новгород, Тверь). В-третьих, Нарва – город энергетиков, которые на 95% обеспечивают Эстонию электроэнергией и текстильщиков, которые ещё в начале XX века производили свыше 10% всей текстильной продукции Российской империи. В-четвёртых, Нарва – основной перевалочный пункт туристов, которые направляются в Эстонию или Россию через Российско-эстонскую границу, а во второй половине XX века через Нарву в Нарва-Йыэсуу направлялись десятки тысяч отдыхающих.
Итак, краткая летопись Нарвы:
Эра наша. Век тринадцатый. Новгородская летопись гласит: «В лето 6764 (1256 год) приидоша Свеи и Емь и Сумь и Дидман со своей волостью и множество рати и начаша чинити город на Нерове». Это было первым упоминанием поселения с названием «Нарвия».
Эра наша. Век четырнадцатый. В 1345 году состоялось знаменательное событие: поселение Нарвия получила права города, который стал называться Нарвой. Это произошло во время власти датской королевской короны в этих землях.
Эра наша. Век шестнадцатый. Около двадцати пяти лет длилась война между Московией, Ливонией и Швецией за право обладания этой стратегической крепостью. Война вошла в историю под именем Ливонской, а крепость в итоге досталась шведской королевской короне.
Эра наша. Век семнадцатый. Под руководством шведских инженеров Нарва опоясалась кольцом бастионов, получив статус второй столицы королевства Швеции. Нарвский порт постоянно встречал торговые корабли, на которых развевались флаги десятка европейских государств: Голландии, Англии, Дании и других.
Эра наша. Век восемнадцатый. Сразу две осады пришлось выдержать Нарвским бастионам во время Северной войны с промежутком всего в три года. В 1700 и 1704 годах русские войска Петра I штурмовали Нарву, и только во второй раз крепость была побеждена.
Эра наша. Век двадцатый. Во время Второй мировой войны в результате подрывов и бомбардировок был уничтожен старый город, состоящий из старинных каменных домов, а население в городе составило всего несколько десятков человек. Во второй половине XX-го века Нарва начала восстанавливаться быстрыми темпами и увеличилась в размерах более чем в семь раз.
Нарва (Ругодив, Нарвия, Нерев) расположен на левом берегу Наровы в двенадцати километрах от её впадения в Нарвский залив. Координаты города: 28°01´ – 28°12´ восточной долготы и 59°20´ – 59°24´ северной широты. Нарва находится в 180 км к востоку от столицы Эстонии Таллинна. Нарва протянулась вдоль реки на 6 км. Город размещается на территории 85 км², где проживает 70000 человек. Основной тип застройки – дома, состоящие из четырёх, пяти, девяти этажей. Плотность населения – 835 чел/км². Территория города делится на 15 районов: Кудрукюла, Сийверцы, Суттгоф, Пяхклимяэ, Ваналинн, Калева, Солдино, Кереса, Йоаору, Кренгольм, Паэмурру, Электрияама, Кулгу и Веекулгу. Через Нарву проходит важнейшая автомагистраль Таллинн – Санкт-Петербург: №1 в Эстонии, Е20 в Европе, №11 на постсоветском пространстве. А также не менее значимая железная дорога Санкт-Петербург – Таллинн: №1 в Эстонии. По железной дороге осуществляется транзит через Эстонию российских нефтепродуктов, угля, древесины и минеральных удобрений, который приносит эстонской казне до ¼ всех доходов.
В Нарве находится два предприятия секундарного сектора экономики республиканского значения. Это Кренгольмская текстильная мануфактура и Прибалтийская государственная районная электростанция (ГРЭС). Мануфактура была основана в 1857 году на Нарвских водопадах в виду выгодного географического положения (пересечение торговых путей) и бесплатной движущей силе водопадов. Как уже было сказано выше, в начале XX века Кренгольм выпускал более 10% всей текстильной продукции Российской империи, а сейчас это крупнейшее предприятие в Эстонии, площадь которого, занимаемая только промышленными объектами, составляет 858800 м². Кренгольмская мануфактура известна во многих странах, в которые она продаёт свою продукцию, различные изделия из хлопка: ситцевые и гобеленовые ткани, махровые полотенца, байковые одеяла, пряжа, вата, детские подгузники и прочее. Тепловая электростанция начала свою работу 7 ноября 1959 года. Она, вместе с построенной на 14 лет позже Эстонской электростанцией, находящейся в 14 километрах к юго-западу, вырабатывают, как уже было сказано, 95% всей электроэнергии в Эстонии. Общая мощность электростанций 2090-3050 МВт и они считаются самыми крупными в мире электростанциями, работающими на сланцевом топливе и, одновременно, крупнейшими загрязнителями воздуха в Европе. Кроме этого Нарва – это город с высшим учебным заведенем «Нарвским Колледжем».
Нарва – город, основанный в 1256 году, буквально дышит историей. Нарва богата достопримечательностями, памятными местами – тем, чем не могут похвастать «новые» города, выросшие за последние два века.
Самый знаменитый объект Нарвы, её визитная карточка – знаменитый Нарвский замок. Он был возведён в XIII веке датчанами и вошёл в историю под именем «замок Германа». Замок в первую очередь знаменит своей башней Длинный Герман, которая возвышается на скалистом уступе над рекой. Если направляться в Эстонию по автодороге из Санкт-Петербурга, то, не доезжая десять километров до Нарвы, и, миновав последний поворот, открывается замечательная панорама: слева и справа растёт лес, а вдали виднеется абсолютно белая башня Длинный Герман, которая при приближении постоянно увеличивается. Башня состоит из восьми этажей, а на самом верху находится смотровая галерея предоставляющая круговую панораму окрестностей. Относительная высота Длинного Германа – 52 метра, площадь территории замка – 3,2 гектара. Сейчас в Нарвском замке располагается крупнейший в Эстонии Нарвский городской музей, который хранит много интересного об истории и краеведении Принаровья.
Во время Второй мировой войны был почти полностью уничтожен замечательный памятник архитектуры в стиле барокко с элементами классического стиля – старая Нарва. До наших дней сохранились лишь ратуша и два дома из более чем ста зданий. В одном из сохранившихся зданий сейчас находится гостиница Ваналинн (Старый город). После войны вместо разрушенных зданий были построены типичные кирпичные дома, однако район получил название «Ваналинн» («Старый город»). В XVII веке город был опоясан кольцом бастионов, которые сохранились до наших дней. Нарва располагает сразу двумя крупными соборами: православным и лютеранским. Православный Воскресенский собор и лютеранский Александровский собор были построены в конце XIX века. Они были построены для рабочих Кренгольма. В отличие от Воскресенского собора, сохранившегося без разрушений, Александровский был частично разрушен во время войны, но в последнее время его восстанавливают и он возобновил свою деятельность.
На одном из бастионов Старого города находится Нарвская художественная галерея. В городе действуют два дома культуры и две библиотеки, одна из которых располагается в доме XIX века, построенном из красного кирпича местного производства. Из такого же кирпича построена большая часть района Кренгольма и цеха текстильной мануфактуры. Недавно около реки на скале был открыт памятник войскам Карла XII, которые в 1700 году нанесли поражение войскам Петра I. На восточных бастионах Старого города раскинулся Тёмный сад, где растут вековые деревья. Это место памятно тем, что именно здесь в 1704 году была пробита брешь, через которую хлынули русские войска и взяли Нарву. Вообще в городе много памятников, посвящённых Северной войне.
Раньше у подножъя бастионов находился Нарвский порт. Сейчас там речной порт, аналогичный Нарва-Йыэсуускому. Отсюда километром выше по течению начинается каньон реки Наровы, где течение очень быстрое, а глубина каньона превышает 20 м. Стенки каньона сложены известняковыми плитами – относительно хрупким материалом, в котором река сумела проложить своё русло. Это место охраняется государством в качестве ландшафтного заказника. Как это ни странно, но даже в каньоне смогла образоваться старица (правда не без помощи человека). Около Нарвского замка реку пересекает автомобильный мост, носящий название «мост Дружбы» («Сыпрус»). По нему пролегает та самая международная трасса. Этот мост единственный для автомобильного движения через Нарову. Выше старицы начинается 2-х километровое сухое русло. Это обусловлено тем, что в 1955 году Нарова была перекрыта плотиной ГЭС.
В самом начале сухого русла Нарову пересекает единственный на реке железнодорожный мост. В сухом русле можно увидеть важнейшую достопримечательность Принаровья – Нарвский водопад. Он разбит на две части самым восточным островом Эстонии – Кренгольмским, на котором располагаются цеха Кренгольмской мануфактуры. Нарвский водопад – мощнейший водопад в Европе. Не будь водохранилища, каждую секунду с 7 метровой высоты низвергалось бы 380 м³ воды, но, увы, водопад «включается» только раз в неделю. Высота левого Кренгольмского водопада – от 4 м до 6 м, а правого Йоальского – от 6 м до 7,5 м. Общая ширина водопадов – 125 метров, хотя Йоальский (левый) несколько короче правого.
Через сухое русло проходит «кусочек» Балтийско-Ладожского уступа (Северо-Эстонского глинта). Этот «кусочек» – Нарвские водопады. «Благодаря» им невозможно прямое речное судоходство по реке Нарове из Чудского озера в Финский залив. Поэтому Нарва, бывшая в исторический период важным торговым центром на Балтике, имела сразу два порта. Первый, как уже было сказано, находился у подножья бастионов, а второй принимал суда выше водопадов. Грузы из одного порта в другой доставлялись через город. Перед водопадами через сухое русло перекинут единственный пешеходный мост через Нарову «Парусинка». Выше водопадов сухое русло кончается и возникает Нарвская плотина, за стенами которой простирается Нарвское водохранилище.

Комментариев нет:

Отправить комментарий