Город Йыхви (Jõhvi) – центр северо-восточного уезда (Ида-Вирумаа) – расположен всего в 50 километрах от восточной границы Эстонии. Город находится на перекрестке двух международных шоссе – Таллинн-Нарва и Йыхви-Тарту-Валга, проходит здесь также железная дорога Таллинн-Нарва, по которой осуществляется большинство эстонских железнодорожных перевозок.
Йыхви впервые упомянут в летописях в 1241 году как деревня Геви. В конце 16 в. переходит под контроль Швеции, а затем, по Ништадтскому мирному договору становится частью Российской империи (до 1918 г.). В 1918—1944 гг. город в Эстонской республике, затем в составе Эстонской ССР (до 1990 г.).
Существует и легенда о возникновении города. Два брата жившие в Эдизеском замке постоянно воевали с соседями, в результате чего замок обветшал и начал разрушаться. Звали братьев Йохан и Михаэль. Старший брат решил построить новый замок и начал строительство на том месте, где сейчас находится церковь св. Михаила. Вскоре ему пришлось идти на войну, и строительство замка продолжил его младший брат. Когда старший брат вернулся с войны, построенное младшим братом ему не понравилось, и они поссорились. В порыве ярости старший брат убил младшего. Потом он раскаялся в своем злодеянии и решил вместо замка построить церковь. Себя же приказал похоронить после смерти перед главным входом в церковь, чтобы все люди могли ходить через его земной прах.
К 1782 году население Йыхви начало разрастаться за счет ремесленников и чиновников. Этому способствовала дорога, проходившая через Йыхви и имевшая немалое значение. В начале XVIII столетиия это был единственный путь из Петербурга через Тарту и Ригу в Западную Европу. В деревне жило уже 30 семейств.
В 1869 году в Эстонии началось строительство века — строилась первая железная дорога, которая тянулась от Палдиского порта по Южной Эстонии, через Таллинн, Раквере и Нарву до станции Тосно, где соединялись с железной дорогой Петербург — Москва. Первые железнодорожные станции строились с двадцатикилометровыми промежутками, их старались возводить в равниной местности вблизи водоемов (рек), на каждой вновь выстроенной станции был насос и водонапорная башня для паровозов. С учетом этого Йыхвиская станция была запланирована в 3 км в направлении от поселка к Нарве, почти в лесу, на болоте. О строительстве станции существует легенда. Йыхвиский барон попросил инженера, занятого на строительстве, чтобы тот построил станцию в поселке, поближе к его мызе. Инженер согласился. Как-то, играя в карты, инженер и барон поссорились между собой, и инженер сказал, что построит станцию там, где предусмотрено проектом. На что барон рассердившись, ответил, что в таком случае железная дорога не пройдет по его земле. Было ли так, сказать трудно, но фактом остается то, что при строительстве железной дороги пришлось сделать «треугольный» объезд. Таким образом на отрезке пути между станциями Йыхви и Тойла три изгиба. Поскольку они находятся на возвышенности, можно представить сколько лишнего топлива и нервов истрачено машинистами при управлении тяжелыми составоми.
В 1885 году Александр III назначает губернатором Эстляндской губернии князя Сергея Владимировича Шаховского (1852—1894, похоронен в Пюхтицком монастыре). Он и его жена были ярыми проповедниками политики единого государства, религии, церкви и языка. Под их руководством Йыхви становится русским чиновьичим центром в Алатагузе. Жена губернатора, Шаховская (Милютина) Елизавета Дмитриевна (1844—1938) являлась основательницей спортивно-православного общество, Пюхтицкого монастыря, в котором и похоронена.
В связи с интенсивной разработкой горючих сланцев в послевоенный период город начал быстро расти. Население увеличилось в основном за счёт приезжих. По данным 2008 года население города Йыхви – 13 302 человека, из которых 58% – русские.
Настоящей достопримечательностью города стали ручные белки-попрошайки из местного парка.
В 1885 году Александр III назначает губернатором Эстляндской губернии князя Сергея Владимировича Шаховского (1852—1894, похоронен в Пюхтицком монастыре). Он и его жена были ярыми проповедниками политики единого государства, религии, церкви и языка. Под их руководством Йыхви становится русским чиновьичим центром в Алатагузе. Жена губернатора, Шаховская (Милютина) Елизавета Дмитриевна (1844—1938) являлась основательницей спортивно-православного общество, Пюхтицкого монастыря, в котором и похоронена.
1889 началось строительство Йыхвинской православной церкви. В 1950 году настоятелем именно этого Богоявленского храма г. Йыхви был назначен молодой священник Алексий Ридигер, позже Святейший Патриарх Московский и всея Руси.
В связи с интенсивной разработкой горючих сланцев в послевоенный период город начал быстро расти. Население увеличилось в основном за счёт приезжих. По данным 2008 года население города Йыхви – 13 302 человека, из которых 58% – русские.
Настоящей достопримечательностью города стали ручные белки-попрошайки из местного парка.
Комментариев нет:
Отправить комментарий