суббота, 1 мая 2010 г.

Шахтерский музей в Кохта-Нымме.


Много всего интересного есть в нашем Ида-Вируском уезде и среди всего этого видное место занимает музей сланцедобычи, открытый несколько лет назад на месте бывшей сланцевой шахты "Кохтла", что в поселке Кохтла-Нымме неподалеку от Кохтла-Ярве.

Шахта эта действовала еще совсем недавно и была закрыта в 1990-х годах, когда из-за уменьшившегося потребления сланца эксплуатировать ее стало невыгодно. Поначалу ее хотели просто затопить, но затем было решено сделать на ее базе музей.
Найти этот музей не так сложно (но и не так просто :)). Приезжаете на центральный перекресток Кохтла-Ярве и смотрите указатели. Один из них будет показывать направление на "Kaevanduspark-muuseum", вот туда и надо ехать.

Перед спуском под землю туристов заставляют должным образом экипироваться - надеть куртку, каску с шахтерской лампочкой, а также привязать на пояс аккумуляторную батарею для лампочки.

Когда все готово, гид сопровождает группу к лестнице, по которой все спускаются вниз, в шахту. Сланцевые шахты неглубокие, всего метров десять, так что спуск много времени не займет.

Поскольку добыча в шахтах далеко не всегда идет в месте спуска под землю, до нужного места шахтеры едут на специальном поезде. Поезд на электрической тяге, и сверху идет контактный провод, за который гид браться не советовал.

Сланец в Эстонии, тогда еще бывшей в составе Российской Империи, нашли в начале 20-го века, в годы Первой Мировой войны, но организовать его добычу смогли лишь в 20-х годах, уже при независимой Эстонии.
Под землей сланец залегает слоями, вперемешку с известняковыми породами, что можно видеть на стенах шахты (серый цвет - это известняк, сланец - он бурый). Раньше сланец добывали вручную, кирками и лопатами. Пустую породу складывали внизу, а добытый сланец вывозили на лошадях наверх.

Потом на помощь пришла взрывчатка. С помощью вот такой распорки ручным буром в толще породы сверлили отверстие и внутрь закладывали динамит.
Потом уже, когда в шахты провели электричество, отверстия стали сверлить механическими бурами с многометровыми сверлами.

Сейчас для подрыва используется взрывчатка под названием "нобелит", которая по шведской технологии производится на недавно построенном заводе рядом с Силламяэ.

Добытый сланец грузят в вагонетки и везут на вагоноопрокидыватель. Там вагонетки переворачивают и сгружают их содержимое на транспортер, который по наклонной ленте поднимает сланец вместе с породой на поверхность, где находится обогатительная фабрика. Это раньше породу вручную отделяли от сланца и оставляли внизу. При механизированной добыче проще отправлят наверх все подряд, и разделять уже там.

Экскурсия под землей идет примерно час. В летний сезон туристические группы могут идти одна за другой, прямо как где-нибудь в пещерах Австрии или Словении.
По окончании организованной экскурсии можно погулять по территории, где тоже есть кое-что интересное. Например, вот этот БелАЗ. Как известно, сланец в Эстонии добывают не только в подземных шахтах, но и в открытых карьерах, а для этого совершенно необходимы карьерные самосвалы.


Комментариев нет:

Отправить комментарий