На фоне общего ухудшения экономической ситуации в Эстонии у Ида-Вирумаа есть шансы пережить кризис менее болезненно и даже извлечь из него свои плюсы — эту ставшую последнее время модной идею повторили и на недавней, очередной, конференции по развитию региона. Известный политик, председатель Нарвского горсобрания Михаил Стальнухин облек ее в образ поезда, где есть первые и последние вагоны.
"В поезде есть машинист — это правительство. Есть вагоны-люкс во главе состава, — сказал Стальнухин, очевидно, имея в виду более богатые регионы республики. — А ближе к хвосту — вагоны общие. Таким было положение Ида-Вирумаа на протяжении более десяти лет. Только если поезд свернул на неправильный путь, то при аварии больше всего пострадают именно первые вагоны, а задние могут уцелеть".
О том, что Эстонию ждут экономически трудные времена, на форуме по развитию говорили такие специалисты, как генеральный директор эстонского "Ханзабанка" Прийт Перенс и руководитель Института национальной экономики, профессор Тартуского университета Рауль Эаметс. Например, специалисты предрекают рост безработицы и реализацию сценария, при котором выживут более сильные участники рынка.
Какие же "козыри" есть на этом фоне у Северо-Востока? Это, прежде всего, промышленный и экспортный потенциал и более дешевая рабочая сила, которая в условиях кризиса может стать "магнитом" для новых капиталовложений. Правда, сами по себе капиталовложения не придут, тем более, Эстония еще не преодолела "головокружение от успехов" прошлых лет, когда считалось, что иностранные инвесторы просто-таки обязаны сюда явиться, раз у нас все кругом хорошо.
По мнению Рауля Эаметса, инвесторов надо буквально заманивать. А другой участник дискуссии на форуме — парламентарий и лидер партии "Исамаалийт" Март Лаар считает, что у Ида-Вирумаа есть возможности пережить кризис легче, но это зависит от того, что предпримет сам регион — насколько будут интересоваться развитием бизнеса самоуправления, снизится ли уровень коррупции.
Непростая задача инноваций
Экономический кризис обостряет такую проблему, как сравнительно низкая производительность труда в эстонской экономике, что напрямую касается и нашего индустриального края. "По этому показателю Эстония может сравниться с Румынией или Литвой. В то же время наша производительность в семь раз ниже, чем в Финляндии, не говоря уже об Ирландии", — констатировал профессор Эаметс. Между тем именно от роста производительности труда зависит рост заработной платы, и второе, по законам экономики, не должно опережать первое.
Один из ключей к росту производительности — внедрение инновационных, передовых технологий. Однако и здесь ситуация оставляет желать лучшего. Инновациями больше занимаются крупные предприятия, а мелкие и средние такую роскошь себе позволить не могут, отметили руководитель Йыхвиского промпарка Теэт Куусмик и член правления фирмы "Контемпора консалт" Юри Моор. Рауль Эаметс добавил, что в Эстонии и крайне низка государственная поддержка инноваций, — в 2004 году она составляла всего 0,3 процента, тогда как в Ирландии государство подставило в этом деле плечо 28 процентам бизнесменов.
Вдобавок, надо признать и то, что наш средний и мелкий предприниматель, как правило, плохо знает мировой рынок. "Малому предприятию своими силами до уровня мирового рынка и не подняться", — призвал к созданию системы поддержки инноваций председатель правления "Силмет групп" Тийт Вяхи. Он также предложил больше инвестировать в образование и науку, даже если плоды от этого созреют лет через 20.
Российский фактор
Тийт Вяхи также подчеркнул, что Эстонии, занимающейся транзитом уже более семисот лет, нет смысла отказываться от этого вида деятельности и неразумно закрывать свои ворота на восток, как это произошло сейчас. "У нас такой крупный рынок под боком, и мы не хотим с ним работать? — риторически спросил предприниматель. — Хорошо жить и не ругаться с соседом — это важно и с точки зрения безопасности. Россию следует принимать такой, какая она есть".
Лидер "Исамаалийта" согласился с тем, что иметь хорошие отношения с восточным соседом было бы полезно для бизнеса, но выразил мнение, что от Эстонии это не зависит, а российская политика на дружелюбие не настроена. "Даже если бы Эстония сделала все возможное — изменить эту политику не удастся. Вопрос надо решать на более высоком уровне — Евросоюза и России", — считает Март Лаар.
Рауль Эаметс подчеркнул, что для развития Эстонии необходим общественный договор, который поставил бы основные цели на более длительный срок, чем нынешние коалиционные соглашения победителей в парламентских выборах, заключаемые раз в четыре года, а то и чаще. Нынешнюю стадию экономического развития Эстонии ученый также представил в виде образа — на сей раз спортивного: "В "высшую лигу" мы попадем еще не скоро. Сейчас мы переходим из "второй лиги" в "первую". Но не надо забывать, что в "первой лиге" нам придется играть уже по другим правилам".
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий