Родина крестьян сету - Сетомаа - разделена на две части. Одна - в Эстонии, в уезде Вирумаа, другая - в России, в Печорском районе Псковской области.
По преданию, сету поселились здесь в начале тысячелетия. И с тех пор русские и сетусские деревни шли вперемежку. Однако после распада СССР начался массовый отъезд представителей этого крошечного народа в Эстонию.
Большая часть сету уехала в Эстонию в 1996 году. И сейчас из 6 тысяч человек, представлявших этот народ в России, осталось чуть больше 170. А пять лет назад у сету появился свой музей.
В музее рассказывают, что крестьяне сету всегда были известны как люди, которые вели натуральное хозяйство и ничего не боялись. Нет обуви - сами сошьют, нет посуды - сами сделают, нет еды - сами вырастят, нет одежды - сами лен соткут и одежду скроят.
Главная же причина нынешнего отъезда - дети. Родители уезжали потому, что одна за другой закрывались эстонские школы.
"Только в нашей деревне было 102 жителя. Каждая деревня имела начальную школу с обучением в две смены", - рассказывает бывшая учительница музыки, а сейчас хранительница частного музея народности сету Татьяна Огарева.
Не эстонцы, не русские.
Русские называли сету полуверцами, эстонцы - полукровками. Теперь (как говорят некоторые - из политических соображений), эстонцы считают сету подгруппой эстонского населения. На самом деле это древнейшее местное финно-угорское население, - рассказывает Татьяна Огарева. - Сейчас община сету, которая находится в Эстонии, находит тысячелетние могилы, относящиеся к древним племенам. Существуют две версии. Первая, что это эстонцы, которые во времена католицизма 13 века, переселялись на эту территорию. Другая версия, более устойчивая, что это древнейшее население северо-запада, то есть те, от кого произошли эстонцы".
Финны и эстонцы называют эту народность сету. Сами же они называют себя "сето", а свою землю Сетомаа. Община выпускает в Эстонии газету "Setomaa". Она издается на эстонском, но часть материалов публикуется на языке сету.
Свой язык сету хранили и оберегали. Разговор на этом языке велся дома, на переменках в школе, потому что в царское время школы были русские, но возможно было обучение немецкому и эстонскому языку.
После войны в школах было два отделения: русское и эстонское.
"Сету говорили, что они больше дружили с русскими, нашими местными, потому что эстонцы были заносчивыми, плохо относились к ним, - говорит Татьяна Огарева. - И сету чаще переходили на русский, чем на эстонский. Когда эстонские школы были закрыты, все ребята, кто доучивался из наших мест и которые хотели получить хотя бы восьмилетнее образование, пешком ходили в Печоры, 15 километров туда и обратно".
Финны и эстонцы называют эту народность сету. Сами же они называют себя "сето", а свою землю Сетомаа. Община выпускает в Эстонии газету "Setomaa". Она издается на эстонском, но часть материалов публикуется на языке сету.
Свой язык сету хранили и оберегали. Разговор на этом языке велся дома, на переменках в школе, потому что в царское время школы были русские, но возможно было обучение немецкому и эстонскому языку.
После войны в школах было два отделения: русское и эстонское.
"Сету говорили, что они больше дружили с русскими, нашими местными, потому что эстонцы были заносчивыми, плохо относились к ним, - говорит Татьяна Огарева. - И сету чаще переходили на русский, чем на эстонский. Когда эстонские школы были закрыты, все ребята, кто доучивался из наших мест и которые хотели получить хотя бы восьмилетнее образование, пешком ходили в Печоры, 15 километров туда и обратно".
Родные могилы.
Не было и учителей, которые преподавали бы на сету. Своей письменности сету никогда не имели, но язык сету никуда не уходил. Язык и традиции крестьяне сету передают из поколения в поколение уже много веков.
Сету всегда могли найти место, где похоронены их предки.Одной из таких традиций являются украшения из серебряных монет. Без этих украшений девушка даже не могла думать о замужестве.
Сету - очень суеверный народ. Они никогда не пускали в свой хлев людей с темными глазами, а людей в темных очках не подпускали даже близко. У них свои заговоры, свои обереги от сглаза, от дурного глаза. Красная кайма на сарафане оберегает от дурного глаза, звенящее серебро отгоняет нечистую силу.
Одним из самых важных предметов в местных школах является уход за могилами. Это даже не предмет, а скорее час, когда школьники вместе с учителями и родителями приходят на кладбище и детям рассказывают, как правильно ухаживать за могилой.
Сету никогда не ограждали могилы забором, так как считали это неуместным. Но дети всегда могли найти место, где похоронены их предки.
Сету всегда могли найти место, где похоронены их предки.Одной из таких традиций являются украшения из серебряных монет. Без этих украшений девушка даже не могла думать о замужестве.
Сету - очень суеверный народ. Они никогда не пускали в свой хлев людей с темными глазами, а людей в темных очках не подпускали даже близко. У них свои заговоры, свои обереги от сглаза, от дурного глаза. Красная кайма на сарафане оберегает от дурного глаза, звенящее серебро отгоняет нечистую силу.
Одним из самых важных предметов в местных школах является уход за могилами. Это даже не предмет, а скорее час, когда школьники вместе с учителями и родителями приходят на кладбище и детям рассказывают, как правильно ухаживать за могилой.
Сету никогда не ограждали могилы забором, так как считали это неуместным. Но дети всегда могли найти место, где похоронены их предки.
Комментариев нет:
Отправить комментарий