
— Академик Латвийской академии наук Цимерманис считает, что народ сету — это загадка, история его до сих пор не раскрыта, — сказала "Вести Сегодня" глава Балто–славянского общества Елена Ярошевская. Соединили в себе особенности культур разных народов даже национальные костюмы сету (на выставке были представлены работы XVIII и XIX веков!). Их привезла в Ригу Нина Юрисаар–Петрова из коллекции единственного в мире частного музея сету, открывшегося в псковской деревне Сигово благодаря стараниям краеведа Татьяны Огаревой. Например, льняная рубаха соткана как и у славян: рукава одной фактуры, верхняя часть — другой, нижняя — третьей. Рубаха надевалась под сарафанный китесник, по отделке напоминающий эстонский народный костюм. Поверх него — пояс с языческими символами, как у балтов, — со знаками неба и земли. На голову женщины сету повязывали очень похожий на ливский ободок, защищающий от злых духов. Во время праздников девушки застегивали на шее широкие серебряные кольца, а на цепочку, точно женщины викингов, вешали большой круг с рисунком солнца в центре Яйца Мира (он очень напоминает символ скандинавского бога Одина). Кстати, у девушек вес серебряных украшений был в среднем 6 килограммов, у замужних женщин — до 16! Недаром говорили: сперва женщину сету слышно, а потом — видно. То же самое говорили и о ливских женщинах! А яркое богово полотенце (на языке сету "пюхосерет"), которое вешали в домах около иконы в красном углу, напо

Под защитой ЮНЕСКО.
— Но людей народности сету с каждым годом становится все меньше. В ходе переписи населения 1934 года их было 14 961 человек, а теперь — около 300… В то же время, это нас сильно сплачивает. Ведь сету по характеру очень замкнуты, что сложилось уже исторически, поскольку люди жили хуторами в больших семьях, не особенно любивших встречаться с соседями (в этом сету близки латышам). Но поскольку нас теперь все меньше, стараемся дружить семьями, часто общаемся, праздники гуляем вместе. Замечу, сейчас наш король планирует создать под эгидой ЮНЕСКО Народный парк сету на юго–востоке Эстонии, в котором будут под защитой уникальные природные территории и этнографические памятники. Возможные размеры такого народного парка сету пока неизвестны, но ведь исторически общий размер территорий юго–восточной Эстонии достигает ч
етверти всей страны! — восклицает Нина Юрисаар–Петрова. Благодаря поддержке администрации Псковской области и латвийского Министерства по делам интеграции удалось крепко подружиться с Балто–славянским обществом. Год назад рижане показали латышские национальные костюмы на псковской выставке народного творчества, чем и заинтересовали представителей музея культуры сету. Отношения между двумя городами — Ригой и Псковом — стали еще крепче. А когда дружба основывается на культуре, отношения между разными (а в чем–то очень близкими) народами бывают действительно крепкими!

Комментариев нет:
Отправить комментарий