вторник, 16 февраля 2010 г.

Tere! - Здравствуйте!

Статистические данные.
Всероссийская перепись населения 2002 года зафиксировала лишь 170 сето, среди которых 139 человек проживают в сельской местности и 31 человек - в г. Печоры. Однако согласно итогам той же переписи, в Печорском районе проживает 494 эстонца, из них 317- в сельской местности. Следует принять во внимание то обстоятельство, что перепись населения России 2002 года - первая и пока единственная в мире после II Мировой войны перепись, фиксировавшая сето как самостоятельный этнос. Очевидно, что часть сето по традиции, идущей с советских времен, причислила себя к эстонцам. Поэтому реальная численность сето в Печорском районе несколько больше, чем показала перепись населения, и её можно оценить примерно в 300-400 человек.
Религия.
Сето — православные. Эта конфессиональная принадлежность объясняется прежде всего тем, что Сетумаа располагалась в основном вокруг Псково-Печерской обители, с XV—XVI веков ставшей мощным духовным центром Руси на северо-западной окраине государства Московского.
До крещения сето были язычниками (как и другие прибалтийские племена). Языческую веру отражали жертвенные камни и лечебные источники, фигура древнего бога плодородия, которую прятали; ритуалы, связанные с ней, были мужской тайной. С христианством, как и с язычеством, связаны старые сосны лаудсипедяйяд, до которых покойника несли на руках. Сохранилась вера в силы природы и в души предков. Христианство в лице православия пришло в Сетумаа в X-XIII веках, приобретя сильнейший размах после строительства Печерского монастыря в XV веке. Для православных сето церковные обряды – святое. В каждой избе был свой красный угол пюхасенульк с иконами и рушниками, на полу небольшой половик, на который во время молитвы становились на колени, читали молитвы и крестились. Это был тихий уголок, где детям не позволялось играть; место, где человек мог побыть наедине сам с собой. Некоторые реликты сетоской обрядности восходят к эпохе древнейшей волжско-финской языковой общности. Ещё в конце XIX века у сету сохранялись обряды, связанные с тайным поклонением некоему богу Пеко - Peko Jumal. Пеко изображали в виде деревянной фигуры или восковой свечи. В честь Пеко устраивалась совместная трапеза перед началом и по окончании полевых работ. Фигурка Пеко была достоянием определённого братства (группы родственных семей).
Ежегодно в результате ритуальной рукопашной битвы выбирался новый глава братства, хранитель Пеко, который держал его в своём амбаре. Накануне Троицы в каждом дворе варилось пиво, которое затем свозилось в один двор, где в этот год должно было совершаться празднество. Место празднества каждый год избиралось новое, и хозяин праздника узнавался так: на утро до рассвета возились между собой, стараясь окровавиться. У кого первого появилась кровь, тот и считался хозяином... на следующий год.
На праздник приходили с каждого двора только хозяин и хозяйка. Богу Пеко зажигали чёрные свечи. В начале пиршества обращались к нему с воззванием: "Пеко, Пеко, иди пить пиво, вкушать сладчайшего!" Жрец-старец приносил ему какую-то жертву.
Вероятно, Пеко у сето был первоначально одним из духов покровителей рода, а позже - территориальной общины (деревни). Со временем он превратился в божество плодородия, а также повелителя небесных осадков.
Своеобразно почиталось ими также древнее скульптурное изображение св. Николая Мирликийского с мечом в одной руке и храмом в другой (иконографический тип: Никола Можайский), находящееся в надвратной церкви Печерского монастыря. Существует предание, что во время осады монастыря войсками Стефана Батория, святитель Николай сам встал на защиту обители. Поэтому скульптура получила в народе название Никола Ратный. В день св. Николая "это изваяние, - писал Ю. Трусман, - с женским коралловым украшением на груди... обкладывается снизу до верху лепёшками, кадками с маслом и творогом так, что его не видно... богомольцы обмазывали его губы маслом и творогом".
Подобно многим прибалтийско-финским народам, сето имели свои священные рощи, камни, источники.
Язык.
Язык сето является юго-восточным диалектом эстонского языка.
Сето Эстонии перешли на литературный эстонский в связи с преподаванием его в школах.
Сами сето считают свой язык самостоятельным.
Письменность.
Сетоских школ, церковно-приходских и начальных, не существовало. Правда, до 1917 года вышел — радением всё той же Псково-Печерской обители — ряд молитвенных книг на языке сето, "мирскими" же, светскими изданиями не занимались даже исследователи языка сето.
Речь и культура народа сохранялись лишь благодаря тому, что в большинстве своём этот причудский люд оставался сельским: рыбаками, пахарями и мастерами различных промыслов и ремёсел.
В Эстонии дети сето ходят в эстонские школы, на Псковщине, соответственно, — в русские.
Кухня.
Наиболее древние кушанья из ячменя - каши и лепёшки - сето готовили так же, как эсты. Со временем от славян-кривичей распространились славянские виды кушаний: творог, толокно, молотое из овса, овсяный кисель, молоко из семян конопли и другие. Названия их у сето и соседних эстонцев одинаковы. Позднее от русских крестьян сето заимствовали блины, ватрушки, кутью, пироги с разными начинками. Сето были православными и соблюдали пост. Готовили окрошки, неизвестные эстонцам, квашеную смесь из варёной капусты и свёклы.
Выпекали хлеб и готовили еду в русской печи. Утренней горячей едой были похлёбки, картошка, лепёшки или блины. К картошке подавали разведённый солёный творог, конопляное масло, селёдочный рассол, тёртую редьку, солёные грибы с постным маслом. В обед ели густые супы-похлёбки из перловой крупы (иногда с бобами и горохом), заправляли их молоком или постным маслом. Мясо клали в щи только в зимний мясоед, от Рождества до Масленицы. На ужин давали чаще всего мятый картофель. Мясо для еды всегда солили, свежим ели лишь при забое скотины. Вплоть до начала ХХ века сето ничего не готовили из свежей крови животного, верили, что в крови его душа. Свиное сало топили и хранили в кадке, мясо солили в длинном корыте. Молоко редко пили свежим, его либо квасили, либо готовили из него творог, из которого делали сыр. В конце ХIХ века из творога стали варить так называемый сладкий сыр, который по способу приготовления и вкусу сходен с русской пасхой. Это было праздничное блюдо: творог подавали на стол в глиняной миске, сверху клали кусок масла. Масло "вяртели" из топлёной сметаны в чашке деревянной ложкой. Самым распространённым напитком был квас, не только из сухарей, но и из ягод можжевельника, который, по мнению крестьян, обладал целебными свойствами.
Свой алкогольный напиток – самогон ханзя сету гонят из пшеничной браги, варят своё пиво. Ханзя ударяет в голову, и наливают её только мужчинам, зато пиво предлагают и женщинам.



Комментариев нет:

Отправить комментарий