Сету - финно-угорский народ, псковская чудь. Ныне проживает в Печорском районе Псковской области Российской Федерации и на юго-восточных рубежах Эстонии, до 1920 года входивших в состав Псковской губернии Российской империи.
Точную численность сету установить трудно, так как данный этнос не внесен в список народов, проживающих на территории РФ и Эстонии. При переписях населения сету вынуждены были записывать себя эстонцами и русскими.
Иногда сету сознательно относят к эстонцам. Однако это неправильно, так как между ними существуют значительные этнокультурные и языковые отличия, основное из которых ў конфессиональное: эстонцы в большинстве своем лютеране, а сету ў православные.
По этнолингвистической классификации народ сето относиться к финно-угорской группе уральской языковой семьи. Как и эстонцы, сето попадают в западную (прибалтийско-финскую) часть данной группы. Основой языка считается вырусский диалект эстонского языка, а по сути - западносетусский язык Выру, почти исчезнувший в самой Эстонии в связи с распространением в ней литературного языка. Сами сету не сомневаются, что владеют самостоятельным языком, не имеющим аналогов в Эстонии.
Существуют две версии происхождения народа сету. Согласно первой из них, сету ў коренной финно-угорский народ; сохранившийся до наших времен ИосколокК древней чуди, с которой встретились славянские кочевники при колонизации северо-запада ВосточноўЕвропейской равнины. По второй версии, сету ў потомки эмигрировавших в средние века с территории современной Эстонии на водские земли эстов, вступивших в конфликт с немецкими колонистами. Впоследствии сету пополнялись переселявшимися в Новгородскую республику с запада эстонцами (начиная с Ливонской войны XVI века вплоть до двадцатых годов XX века).
Славяне не навязывали местной чуди христианства, поэтому на русской земле сету до XV века сохранили традиционную религию. Западные современники чуди (в дальнейшем эстонцы) были вынуждены принять христианство в форме католичества в XIII веке. Так более семи веков назад были заложены конфессиональные различия между эстами (эстонцами) и псковской чудью (сету).
Постоянные контакты славян-кривичей и псковской чуди приводили к постепенному взаимопроникновению культур. В XV веке, когда был создан Псково-Печорский монастырь, чудь приняла православие. В верованиях сето к языческим и православным элементам добавились католические, занесенные эстами. В Эстонии же католические элементы в культуре были почти полностью истреблены шведами и датчанами. А в культуре сето, напротив, отсутствуют лютеранские элементы, что существенно отличает их от современных эстонцев.
В течение нескольких веков, сето почти не изучали русский язык, и, приняв православие (в форме обрядов, а не духовной культуры), сохранили в своей вере много языческих элементов. Окончательно ознакомиться с Библией вето удалось только в нашем веке. Независимо от этого сето, в течение всего этого времени ревностно исполняли православные обряды. Однако, непонимание сето догматов православия привело к тому, что русские, проживавшие рядом, не считали сето полноценными христианами, называя их ИполуверцамиК. В то же время эсты Лифляндской губернии не считали сето своими, относя их к людям Ивторого сортаК.
На начало XX века пришелся расцвет самобытной культуры сето, ИвспышкаК перед последующим упадком. Это был период, когда сето имели культурную автономию, рос престиж образования, создавались национальные культурные общества. В 1905 году была зафиксирована максимальная численность сето, за все время их существования. Это позволило народности в течение всего века существовать как своеобразному ИмузеюК многих элементов древней прибалтийско-финской, русской и особенно сетусской культур.
По Тартусскому мирному договору между Эстонией и Советской Россией от 2 февраля 1920 года, весь Печорский край отошел к Эстонии. Государственная граница, проведенная по фактической линии фронта, не соответствовала этнической границе. На территории, где преобладало русское население (64,9%) был создан уезд Петсеримаа (от эстонского Печоры) или Сетумаа (земля сето). Численность сето составляла на тот период 25,5% населения уезда.
С 20-х по 40-е годы эстонцами была предпринята попытка ассимиляции, как русских, так и сето. Православная церковь в Эстонии перевела служение храмов на новый стиль, сняв тем самым одну из преград к эстонизации русского и сетусского населения.
23 августа 1944 года была создана Псковская область. 16 января 1945 года указом Президиума Верховного Совета РСФСР в нее вошел Печорский район, организованный из 8 волостей и г. Печоры, входивших ранее в состав Эстонии. Граница рассекла область расселения сето, создав для западной и восточной групп различные условия для культурного развития.
Раздел Сетумаа между Россией и Эстонией подорвал внутреннее единство сето. Продолжалась эстонизация западных сето. Воспитанная в независимой Эстонии сетусская молодежь переняла эстонскую культуру и начала покидать псковскую часть Сетумаа. Это было связано еще и с отсутствием школ и других учебных заведений, где обучение велось бы на сетусском языке. Эстонские школы в Печорском районе обучали сето не только эстонскому языку, но и эстонской культуре. Еще одна причина сокращения численности сету ў рост межэтнических браков.
По результатам исследований ученых Санкт-Петербургского Университета, сето до сих пор больше тяготеют к русской православной культуре, чем к эстонской лютеранской. Сето четко отличают себя от эстонцев. По этнопсихологическим характеристикам и своей исторической судьбе сето ближе к русскому этносу.
Точную численность сету установить трудно, так как данный этнос не внесен в список народов, проживающих на территории РФ и Эстонии. При переписях населения сету вынуждены были записывать себя эстонцами и русскими.
Иногда сету сознательно относят к эстонцам. Однако это неправильно, так как между ними существуют значительные этнокультурные и языковые отличия, основное из которых ў конфессиональное: эстонцы в большинстве своем лютеране, а сету ў православные.
По этнолингвистической классификации народ сето относиться к финно-угорской группе уральской языковой семьи. Как и эстонцы, сето попадают в западную (прибалтийско-финскую) часть данной группы. Основой языка считается вырусский диалект эстонского языка, а по сути - западносетусский язык Выру, почти исчезнувший в самой Эстонии в связи с распространением в ней литературного языка. Сами сету не сомневаются, что владеют самостоятельным языком, не имеющим аналогов в Эстонии.
Существуют две версии происхождения народа сету. Согласно первой из них, сету ў коренной финно-угорский народ; сохранившийся до наших времен ИосколокК древней чуди, с которой встретились славянские кочевники при колонизации северо-запада ВосточноўЕвропейской равнины. По второй версии, сету ў потомки эмигрировавших в средние века с территории современной Эстонии на водские земли эстов, вступивших в конфликт с немецкими колонистами. Впоследствии сету пополнялись переселявшимися в Новгородскую республику с запада эстонцами (начиная с Ливонской войны XVI века вплоть до двадцатых годов XX века).
Славяне не навязывали местной чуди христианства, поэтому на русской земле сету до XV века сохранили традиционную религию. Западные современники чуди (в дальнейшем эстонцы) были вынуждены принять христианство в форме католичества в XIII веке. Так более семи веков назад были заложены конфессиональные различия между эстами (эстонцами) и псковской чудью (сету).
Постоянные контакты славян-кривичей и псковской чуди приводили к постепенному взаимопроникновению культур. В XV веке, когда был создан Псково-Печорский монастырь, чудь приняла православие. В верованиях сето к языческим и православным элементам добавились католические, занесенные эстами. В Эстонии же католические элементы в культуре были почти полностью истреблены шведами и датчанами. А в культуре сето, напротив, отсутствуют лютеранские элементы, что существенно отличает их от современных эстонцев.
В течение нескольких веков, сето почти не изучали русский язык, и, приняв православие (в форме обрядов, а не духовной культуры), сохранили в своей вере много языческих элементов. Окончательно ознакомиться с Библией вето удалось только в нашем веке. Независимо от этого сето, в течение всего этого времени ревностно исполняли православные обряды. Однако, непонимание сето догматов православия привело к тому, что русские, проживавшие рядом, не считали сето полноценными христианами, называя их ИполуверцамиК. В то же время эсты Лифляндской губернии не считали сето своими, относя их к людям Ивторого сортаК.
На начало XX века пришелся расцвет самобытной культуры сето, ИвспышкаК перед последующим упадком. Это был период, когда сето имели культурную автономию, рос престиж образования, создавались национальные культурные общества. В 1905 году была зафиксирована максимальная численность сето, за все время их существования. Это позволило народности в течение всего века существовать как своеобразному ИмузеюК многих элементов древней прибалтийско-финской, русской и особенно сетусской культур.
По Тартусскому мирному договору между Эстонией и Советской Россией от 2 февраля 1920 года, весь Печорский край отошел к Эстонии. Государственная граница, проведенная по фактической линии фронта, не соответствовала этнической границе. На территории, где преобладало русское население (64,9%) был создан уезд Петсеримаа (от эстонского Печоры) или Сетумаа (земля сето). Численность сето составляла на тот период 25,5% населения уезда.
С 20-х по 40-е годы эстонцами была предпринята попытка ассимиляции, как русских, так и сето. Православная церковь в Эстонии перевела служение храмов на новый стиль, сняв тем самым одну из преград к эстонизации русского и сетусского населения.
23 августа 1944 года была создана Псковская область. 16 января 1945 года указом Президиума Верховного Совета РСФСР в нее вошел Печорский район, организованный из 8 волостей и г. Печоры, входивших ранее в состав Эстонии. Граница рассекла область расселения сето, создав для западной и восточной групп различные условия для культурного развития.
Раздел Сетумаа между Россией и Эстонией подорвал внутреннее единство сето. Продолжалась эстонизация западных сето. Воспитанная в независимой Эстонии сетусская молодежь переняла эстонскую культуру и начала покидать псковскую часть Сетумаа. Это было связано еще и с отсутствием школ и других учебных заведений, где обучение велось бы на сетусском языке. Эстонские школы в Печорском районе обучали сето не только эстонскому языку, но и эстонской культуре. Еще одна причина сокращения численности сету ў рост межэтнических браков.
По результатам исследований ученых Санкт-Петербургского Университета, сето до сих пор больше тяготеют к русской православной культуре, чем к эстонской лютеранской. Сето четко отличают себя от эстонцев. По этнопсихологическим характеристикам и своей исторической судьбе сето ближе к русскому этносу.
Комментариев нет:
Отправить комментарий