До наших дней дожило богатейшее, поразительное по красоте и разнообразию народнопоэтическое творчество сето: песни, музыка, танцы, сказки, предания, пословицы, загадки, игры.
Все календарные и семейные обряды, все этапы трудовой деятельности, повседневная жизнь сето запечатлены в песне, каждое ритуальное действие закреплено звуком и образом. Первооткрывателем сетоского фольклора был Ф.Р. Крейцвальд, но крупнейшим собирателем и специалистом в области поэтического творчества сето является Я. Хурт. Знаток сетоской культуры, он хотел издать «Книгу о сето», но, к сожалению, не сумел реализовать задуманное.
Свет увидели только три тома «Песен сето» (1975 текстов песен), изданные в 1904 - 1907 годах Финским литературным обществом. По наблюдениям Я. Хурта, у сето была своя «классификация» песен. Они разделяли их на три группы: 1) старинные (wana laulu), «унаследованные с древних времён», песни сказочного, легендарного или мифологического, а также нравоучительного содержания, т.е. лиро-эпические; 2) очередные или порядковые (korra laulu) - «все песни, которые переходят из поколения в поколение» и повторяются из года в год, из жизни в жизнь, т.е. трудовые, обрядовые, игровые и т.п.; 3) суетные песни, т.е. импровизации (tsorts laulu) - «песни между прочим», в том числе и непристойные. Все они, будучи «выражением душевного настроения», забываются «столь же быстро, как они возникают».
Сетоские хоры, чаще всего поющие акапелла, исполняют народные песни и сказы под гусли. Точнее — под “канкиль” — так сето зовут древнейший музыкальный инструмент, родственный карело-финскому кантеле и эстонскому каннелю. Сетоские исполнители сказов и старинных песен, играют на каннеле соло, но часто и дуэтом, сидя спиной друг к другу, подобно карело-финским кантелетарам-сказителям.
На канкиле чаще всего аккомпанировали своим сказовым импровизациям пожилые сетуские женщины. Их, хранительниц песенно-поэтических традиций Сетомаа, звали Матерями Песни. Самую прославленную сетоскую сказительницу звали Анне Вабарна. А ещё её звали Матерью Матерей Песен Сетуских — так велико было преклонение земляков перед этой гусляршей из села Тоня на Чудском берегу. Анне Вабарна создала, напела, аккомпанируя себе на “канкиле”, тот гигантский текст, что стал классическим “Пеко”. Он был записан исследователями при жизни сказительницы и недавно, уже в девяностые годы прошлого века, напечатан в Финляндии.
Леэло – это сетоская аллитерационная песня, где запевающая начинает импровизированной фразой, а хор подхватывает. Одна певица из хора поёт более высоким голосом, чем остальные (киллы – верхняя подпевка). Самых известных запевал стали называть матерями-сказительницами лаулуэма. Прозвище сетуской сказительницы народ давал не всякому. Самые знаменитые сказительницы могли сложить 10 000–20 000 песенных строк.
Игра же на музыкальных инструментах считалась исключительно мужским делом. В каждой сетоской деревне был в своё время, по меньшей мере, один музыкант, который умел хорошо играть на баяне или обычной гармошке. Но, как и у всех прибалтийско-финских народов, древнейшим и наиболее чтимым музыкальным инструментом у сето был каннель (канкиль).
По легенде, каннель сделал Бог (из можжевельника), а все остальные музыкальные инструменты (дудку, флейту, свирель, рожок, скрипку, гармонь) изобрёл чёрт для соблазна людей. Сето верили, что заключённая в каннеле чудесная сила способна отогнать смерть. Во время Великого поста, когда всякий шум и веселье, даже озорство детей старше семи лет запрещалось, игра на каннеле считалась богоугодным делом: каннель - illos Eessu pill (прекрасный инструмент Иисуса). Звучание канкиля более полифонично, чем у русских самогудов с тринадцатью струнами: на инструменте сету — до тридцати струн.
Вдовьи плачи, материнские причитания о погибших детях, сиротские песни, рекрутские “страдания”, сказы о битвах с иноземными захватчиками, желавшими “порушить веру православную” — всё есть в лиро-эпической сокровищнице сето. Известны лиро-эпические народные песни, в которых присутствуют библейские персонажи.
Из танцев наиболее распространены «лабаялг», «виру-маге», «каэра-яан», сетуская пляска «сетокыны». Исполняются они под аккомпанемент гармони или баяна (реже скрипки или каннеля).
Особенность сетоского танца каргус заключается в том, что мужчины и женщины танцуют по отдельности, парный танец – явление более позднее.
Все календарные и семейные обряды, все этапы трудовой деятельности, повседневная жизнь сето запечатлены в песне, каждое ритуальное действие закреплено звуком и образом. Первооткрывателем сетоского фольклора был Ф.Р. Крейцвальд, но крупнейшим собирателем и специалистом в области поэтического творчества сето является Я. Хурт. Знаток сетоской культуры, он хотел издать «Книгу о сето», но, к сожалению, не сумел реализовать задуманное.
Свет увидели только три тома «Песен сето» (1975 текстов песен), изданные в 1904 - 1907 годах Финским литературным обществом. По наблюдениям Я. Хурта, у сето была своя «классификация» песен. Они разделяли их на три группы: 1) старинные (wana laulu), «унаследованные с древних времён», песни сказочного, легендарного или мифологического, а также нравоучительного содержания, т.е. лиро-эпические; 2) очередные или порядковые (korra laulu) - «все песни, которые переходят из поколения в поколение» и повторяются из года в год, из жизни в жизнь, т.е. трудовые, обрядовые, игровые и т.п.; 3) суетные песни, т.е. импровизации (tsorts laulu) - «песни между прочим», в том числе и непристойные. Все они, будучи «выражением душевного настроения», забываются «столь же быстро, как они возникают».
Сетоские хоры, чаще всего поющие акапелла, исполняют народные песни и сказы под гусли. Точнее — под “канкиль” — так сето зовут древнейший музыкальный инструмент, родственный карело-финскому кантеле и эстонскому каннелю. Сетоские исполнители сказов и старинных песен, играют на каннеле соло, но часто и дуэтом, сидя спиной друг к другу, подобно карело-финским кантелетарам-сказителям.
На канкиле чаще всего аккомпанировали своим сказовым импровизациям пожилые сетуские женщины. Их, хранительниц песенно-поэтических традиций Сетомаа, звали Матерями Песни. Самую прославленную сетоскую сказительницу звали Анне Вабарна. А ещё её звали Матерью Матерей Песен Сетуских — так велико было преклонение земляков перед этой гусляршей из села Тоня на Чудском берегу. Анне Вабарна создала, напела, аккомпанируя себе на “канкиле”, тот гигантский текст, что стал классическим “Пеко”. Он был записан исследователями при жизни сказительницы и недавно, уже в девяностые годы прошлого века, напечатан в Финляндии.
Леэло – это сетоская аллитерационная песня, где запевающая начинает импровизированной фразой, а хор подхватывает. Одна певица из хора поёт более высоким голосом, чем остальные (киллы – верхняя подпевка). Самых известных запевал стали называть матерями-сказительницами лаулуэма. Прозвище сетуской сказительницы народ давал не всякому. Самые знаменитые сказительницы могли сложить 10 000–20 000 песенных строк.
Игра же на музыкальных инструментах считалась исключительно мужским делом. В каждой сетоской деревне был в своё время, по меньшей мере, один музыкант, который умел хорошо играть на баяне или обычной гармошке. Но, как и у всех прибалтийско-финских народов, древнейшим и наиболее чтимым музыкальным инструментом у сето был каннель (канкиль).
По легенде, каннель сделал Бог (из можжевельника), а все остальные музыкальные инструменты (дудку, флейту, свирель, рожок, скрипку, гармонь) изобрёл чёрт для соблазна людей. Сето верили, что заключённая в каннеле чудесная сила способна отогнать смерть. Во время Великого поста, когда всякий шум и веселье, даже озорство детей старше семи лет запрещалось, игра на каннеле считалась богоугодным делом: каннель - illos Eessu pill (прекрасный инструмент Иисуса). Звучание канкиля более полифонично, чем у русских самогудов с тринадцатью струнами: на инструменте сету — до тридцати струн.
Вдовьи плачи, материнские причитания о погибших детях, сиротские песни, рекрутские “страдания”, сказы о битвах с иноземными захватчиками, желавшими “порушить веру православную” — всё есть в лиро-эпической сокровищнице сето. Известны лиро-эпические народные песни, в которых присутствуют библейские персонажи.
Из танцев наиболее распространены «лабаялг», «виру-маге», «каэра-яан», сетуская пляска «сетокыны». Исполняются они под аккомпанемент гармони или баяна (реже скрипки или каннеля).
Особенность сетоского танца каргус заключается в том, что мужчины и женщины танцуют по отдельности, парный танец – явление более позднее.
Комментариев нет:
Отправить комментарий