среда, 17 февраля 2010 г.

Лыви Велло: «Мы действительно спорили, но в итоге приходили к общему мнению»

Велло Лыви, некогда возглавлявший волость Вярска и активно поддерживающий Сетомаа, говорит об основании Союза Волостей Сетомаа и о том, почему следует восстановить их единство.Начнем с начала…Не знаю, когда и было это начало. С первого конгресса Народного фронта 1 октября 1988 года? Или Балтийская цепь? Или Эстонский конгресс? Или основание Сетуского общества? Или III конгресс сето в 1993 году? Когда было это начало?Вначале было слово, как говорится в первых строчках Евангелия от Иоанна. Поговорим об основании Союза Волостей Сетомаа?Официальное подписание договора между тремя волостями состоялось 28 января 1994 года в Вярска. При этом присутствовали председатели собраний волостей, главы волостей, некоторые другие люди. Сели и сделали это дело.Ты сам говорил, что программы и протоколы людей не интересуют. Как все-таки пришли к этому решению?Прийти к нему было очень легко. Этому послужила теория большого котла. Волости Вярска и Микитамяэ входили в Союз самоуправлений уезда Пыльвамаа. Этот котел стал маленьким. Другие города и волости Пыльвамаа не интересовало, что происходит в волостях Микитамяэ и Вярска.Таким же было положение волости Меремяэ в Союзе самоуправлений уезда Вырумаа – их не интересовало, что происходит в этой далекой Сетомаа, и что там они делают.Просто я, как хитрый сето, придумал, что нужно создать второй котел. И таким котлом стал Союз Волостей Сетомаа. Прежде всего, сели за стол втроем – Микитамяэ, Меремяэ и Вярска. Позже присоединилась и волость Миссо.Вначале ты упомянул очень важные события в новейшей истории Эстонии. Как они со всем этим связаны?Спрашиваешь, откуда мы происходим. Мы и происходим из певческой революции. Другими словами, родились во второй раз. Не было бы ее, а также восстановления независимости Эстонской Республики, не было бы и этих дел в Сетомаа. В этом смысле все между собой связано. В том числе и люди, которые оттуда пришли…Мой личный путь был очень простым. Я был учителем в основной школе Матсури. Точно так же прошел через группу поддержки Народного фронта, через организацию выборов в Эстонский конгресс в Петсеримаа – я был председателем избирательной комиссии, через проведение исследования на местах истории высылки из волости Саатсе … в марте 1989 года мы устроили выставку, а в 1995 году установили около церкви Вярска памятную доску людям, погибшим в результате высылки.Хочу подчеркнуть, что если бы не было Народного фронта, певческой революции и движения Эстонского конгресса, и мы бы не созрели там, и движение сето не стало бы таким сильным.Как едоки других котлов восприняли возникновение дополнительного котла?Вначале они и не поняли. В Выру и Пыльва и не думали об этом. Сами знаете, что делаете.Может они вообще остались довольны…Не знаю, остались ли. Мы же брали из обоих котлов. Жизнь была бедная. Так могли делать больше.Другое дело – III конгресс сето 9 октября 1993 года. Большинство глав волостей и председателей волостных собраний, большинство из нас были и членами собрания старейшин конгресса сето. Перед нами стояла проблема – как теперь претворять решения конгресса в жизнь? Было ясно, что управы волостей напрямую этого делать не могут. Для этого нужны были немного другие организации, первой из и них и стал Союз Волостей Сетомаа, в котором мы начали разрешать экономические, культурные и образовательные проблемы на исторической территории Сетомаа.На самом деле, собрание старейшин должен бы быть исполнительным органом…И сейчас стоим перед сломанной свечкой. В пятницу (16 января – от редакции) собираемся в первый раз…Только в первый раз за два месяца?Ну да, нельзя ничего поделать – главный старейшина раньше не созвал.И такие же проблемы сейчас – решения конгресса и как их реализовывать. Для этого нужно находить партнеров. Если самим нельзя начинать делать что-то, то нужно создать для этого организации.Но для чего того тогда вообще идти в совет старейшин, если, как ты говоришь, реализацией задач занимается Союз Волостей?Вторым был вопрос денег, а первым – необходимость реализовывать решения конгресса. В реальности, и теперешнее собрание старейшин является, по сути, никем. У него нет ни денег, ни какой-либо власти. В наличии имеется «Клуб мудрецов» в составе 13 человек, который должен придумать, кто будет реализовывать эти решения.Когда Союз был общественным органом, десять лет у нас в Союзе не было освобожденных должностей. Все было на общественном начале. Один год председателем правления был глава волости Вярска, потом Меремяэ, и так это работало. Никакой надбавки к зарплате за это никто не получал, это была только дополнительная нагрузка, которую нужно было делать.Что же было сделано за первые годы?Основой стал договор о сотрудничестве. Было проведение Дня песнопения в традиции «леэло» и Дня сетуского королевства.Это мероприятия, а что было сделано для развития местной жизни?В 1994 году возникли волостные газеты, начат первый этап сетуского музея-хутора. Музей-изба в Обиница. Все это было сотрудничество волостей.Первым делом, пришедшим из Таллинна, стала 30-процентная надбавка к зарплате для учителей Сетомаа с 1 сентября 1994 года. По крайней мере, десяток лет потребовалось, чтобы государство начало платить необходимую 30-процентную надбавку учителям всех волостей. В 1994 году состоялся I День сетуского королевства в Обиница. Тогда ведь появился и специальный представитель Эстонской Республики в Петсеримаа, и было создано бюро Департамента гражданства и миграции в Петсеримаа.Правильно ли я понимаю, что в те годы роль Союза Волостей и совета страйшин во многом совпадалаЭто были одни и те же люди. По большей части совпадала. У волостей были деньги, с помощью которых удалось сделать эти дела. В 1995 появилась интересная идея восстановить уезд Пестеримаа. Это было решением III конгресса сето, которое первое правительство, возглавляемое Мартом Лааром, поддерживало. Но поскольку, в каком-то смысле, это была сырая и плохо прожеванная людям идея, то местные люди, в принципе, пустили это дело на дно.Что все-таки случилось с идеей уезда Петсеримаа?Ничего не случилось. Местные люди не поддержали. Обычно на уровне деревни. Было три или четыре статьи в газетах, и решили, что не стоит.Как противостояние проявило себя?В общем-то и не проявило. Был план восстановления Петсеримаа. Поэтапно. Была мысль перенести отдел культуры и образования из Пыльва и сделать из него первый отдел здесь в Вярска в санатории. Но так не было сделано. Шестеренки не зашевелились. И когда правительство Лаара ушло в отставку, никто больше не интересовался этим белом.1995 год был интересным – вышел сетуский эпос «Пеко», первый номер газеты «Сетомаа», альбом фотографий Сетомаа, премия Анны Вабарна…Ты перечисляешь события двух типов. Некоторые имеют местное значение, а некоторые является совместными проектами.Но без поддержки собрания старейшин и местные дела не пошли бы. Все это все-таки общая работа. В первые годы было хорошо, спорили по поводу каких-либо вопросов, но в Таллинне представляли общее мнение. Там не было двух Сетомаа, а одна.Сейчас в Таллинне несколько СетомааВ последние годы было так, что один раз ездила одна делегация, в следующий - другая. Одна говорила одно, вторая другое. Из-за того, что не было сотрудничества, в 2005 году не был создан Институт Сето. Если есть сотрудничество, то и результаты лучше.Что было причиной, что в первые годы было больше согласия?Может быть, в моем лице был сильный лидер. Ааре Хырн меня поддерживал, и в этом смысле было единство. Собрание старейшин, Союз Волостей Сетомаа и глава волости Вярска - я объединял все эти должности.Что это за две Сетомаа сегодня?Сейчас я надеюсь, что эти две станут наконец одной. Это конечно публичный секрет, что предыдущие два состава собрания старейшин не могли поладить ни между собой, ни с другими людьми. Из-за этого в Таллинне шли разные разговоры. Были же обстоятельства, отдававшиеся обратно негативным образом и плохо влиявшие на эти территории.Считаешь ли ты, что неудача с созданием Института Сето стала самым большим проигрышем из-за этих обстоятельств?Община сето не едина – это самый большой проигрыш. Если нет единства, тогда не надо и опасаться. Опасаются больше, когда у сето один кулак собран вместе. Этого серьезно опасаются. В этом случае сето могут выдуматься и сделать, добиться всего что угодно.Что дал бы такой институтЭто была бы целенаправленная работа во имя культуры и образования в Сетомаа. Сейчас нет ни одного человека, который сел бы утром за стол и работал в области культуры Сетомаа. Те деятели культуры, которые находятся на местах – это что-то другое. В каком-то смысле, Ааре - такой, но как надолго. Сейчас сто одна вещь и все отдельно. Этим было бы подкреплено чувство уверенности, что и спустя десять лет будут люди, занимающиеся необходимой для этой территории работой.В данный момент нет чувства уверенности в том, что и через 25 лет традиция песнопения «леэло» сохранится. Это чувство уверенности возникнет тогда, когда дома, в школе, в детском саду основательно преподают культуру. Все остальные вещи в дополнение к этому.Как развивалось сотрудничество между волостями за эти годы?Проблемы были с самого начала. Одна волость была сильнее. Заинтересованность волостей постоянно увеличивалась, с тех пор как в 1997 году приняли первую программу. В первые годы наши членские взносы составляли 10 тысяч эстонских крон, и даже с их выплатой были проблемы.Сильные подтягивают слабых – это и есть уравнивание территорий.Твои слова очень концентрируются на Вярска.Но Вярска была лидером. Вярска сейчас является все-таки центром Сетомаа. Нет никакой столицы Сетомаа Печоры – это пустые разговоры. Столицей Сетомаа сегодня является Вярска.Попробуй это рассказать людям в Лухамаа.Что это - Лухамаа? По большей часто Миссо и не является волостью Сетомаа. Это была договоренность с министром внутренних дел, и раз Лембит Сикк такой хороший веселый человек, мы и взяли его в компанию. Был бы кто-то другой главой волости, вряд ли бы мы ее взяли.Это не такое же отношение к окраине Сетомаа, как отношение деятелей самоуправления уездов Вырумаа или Пыльвамаа, которых не интересовали дела Сетомаа?Все-таки мы предоставляли им возможность каждый четвертый год проводить День сетуского королевства. Конечно, не плохо, если они зарабатывают себе имидж сето, там другого и нет ничего. Думаю, через программы Миссо получил примерно 25 миллионов крон. Это довольно хорошие деньги для развития территории.Что мешало сотрудничеству?Переход на партийный принцип в последние годы разрушил многое. В свое время у нас была договоренность, что как гражданин я могу быть все равно в какой партии. Мы не давали нам мешать политике партий. Потом пришли времена, когда эта политика стало сильно мешать.Не может быть Сетомаа Реформистской партии или Центристской партии или любой другой партии.Раньше работа шла так, что независимо от партийной принадлежности тот или иной человек мог заниматься делами Сетомаа. В некоторой степени и сейчас работа идет так же.

Комментариев нет:

Отправить комментарий