четверг, 18 февраля 2010 г.

Сету выбирают между Россией и Эстонией.

Русские называли их полуверцами, эстонцы - полукровками. Говорят, что они больше дружили с русскими, но в итоге выбрали Эстонию.
Родина крестьян сету - Сетомаа - разделена на две части. Одна - в Эстонии, в уезде Вирумаа, другая - в России, в Печорском районе Псковской области.
По преданию, сету поселились здесь в начале тысячелетия. И с тех пор русские и сетусские деревни шли вперемежку. Однако после распада СССР начался массовый отъезд представителей этого крошечного народа в Эстонию.
Большая часть сету уехала в Эстонию в 1996 году. И сейчас из 6 тысяч человек, представлявших этот народ в России, осталось чуть больше 170. А пять лет назад у сету появился свой музей.
В музее рассказывают, что крестьяне сету всегда были известны как люди, которые вели натуральное хозяйство и ничего не боялись. Нет обуви - сами сошьют, нет посуды - сами сделают, нет еды - сами вырастят, нет одежды - сами лен соткут и одежду скроят.
Главная же причина нынешнего отъезда - дети. Родители уезжали потому, что одна за другой закрывались эстонские школы.
"Только в нашей деревне было 102 жителя. Каждая деревня имела начальную школу с обучением в две смены", - рассказывает бывшая учительница музыки, а сейчас хранительница частного музея народности сету Татьяна Огарева.

Не эстонцы, не русские.
Русские называли сету полуверцами, эстонцы - полукровками. Теперь (как говорят некоторые - из политических соображений), эстонцы считают сету подгруппой эстонского населения. На самом деле это древнейшее местное финно-угорское население, - рассказывает Татьяна Огарева. - Сейчас община сету, которая находится в Эстонии, находит тысячелетние могилы, относящиеся к древним племенам. Существуют две версии. Первая, что это эстонцы, которые во времена католицизма 13 века, переселялись на эту территорию. Другая версия, более устойчивая, что это древнейшее население северо-запада, то есть те, от кого произошли эстонцы".
Финны и эстонцы называют эту народность сету. Сами же они называют себя "сето", а свою землю Сетомаа. Община выпускает в Эстонии газету "Setomaa". Она издается на эстонском, но часть материалов публикуется на языке сету.
Свой язык сету хранили и оберегали. Разговор на этом языке велся дома, на переменках в школе, потому что в царское время школы были русские, но возможно было обучение немецкому и эстонскому языку.
После войны в школах было два отделения: русское и эстонское.
"Сету говорили, что они больше дружили с русскими, нашими местными, потому что эстонцы были заносчивыми, плохо относились к ним, - говорит Татьяна Огарева. - И сету чаще переходили на русский, чем на эстонский. Когда эстонские школы были закрыты, все ребята, кто доучивался из наших мест и которые хотели получить хотя бы восьмилетнее образование, пешком ходили в Печоры, 15 километров туда и обратно".

Родные могилы.
Не было и учителей, которые преподавали бы на сету. Своей письменности сету никогда не имели, но язык сету никуда не уходил. Язык и традиции крестьяне сету передают из поколения в поколение уже много веков.
Сету всегда могли найти место, где похоронены их предки.Одной из таких традиций являются украшения из серебряных монет. Без этих украшений девушка даже не могла думать о замужестве.
Сету - очень суеверный народ. Они никогда не пускали в свой хлев людей с темными глазами, а людей в темных очках не подпускали даже близко. У них свои заговоры, свои обереги от сглаза, от дурного глаза. Красная кайма на сарафане оберегает от дурного глаза, звенящее серебро отгоняет нечистую силу.
Одним из самых важных предметов в местных школах является уход за могилами. Это даже не предмет, а скорее час, когда школьники вместе с учителями и родителями приходят на кладбище и детям рассказывают, как правильно ухаживать за могилой.
Сету никогда не ограждали могилы забором, так как считали это неуместным. Но дети всегда могли найти место, где похоронены их предки.

Комментариев нет:

Отправить комментарий