четверг, 18 февраля 2010 г.

Сетуская Калевала.

Очень важный детерминирующий компонент – культура, прежде всего бытовая. Первые глубокие исследования культуры сету были проведены в России еще до революции, и уже они показали, что отличия от эстонцев существенные (то, что сету – не русские, доказывать не нужно). Различия четко прослеживаются, к примеру, в одежде, а это очень важный маркер, потому что именно в одежде общество и его нравы находят исторически свое отражение, свой образ. Так вот, по свидетельству этнографов, национальная одежда эстонцев и сету отличается четко: одежда сету намного ближе к русской. Если же обобщать данные этнографов, можно сказать, что культура сету, как и культура русских, – православно-языческая.
До наших дней дожило и народно-поэтическое наследие сету. В отсутствие письменности оно существовало в устном виде – таким, строго говоря, и должен быть живой национальный эпос. В начале ХХ века усилиями сетуского этнографа Якоба Хурта увидели свет три тома «Песен сету» (1975 текстов песен, изданные Финским литературным обществом). Впрочем, как рассказывают сами сету, то, что прежде было естественной частью жизни, нынче стало экзотикой, частью этнографического фольклора, который существует только в выступлениях самодеятельных ансамблей. Сету благополучно урбанизируются, ассимилируются и растворяются в современном коммуникативном пространстве. А за это приходится расплачиваться этнической самобытностью. Чудом выжив в геополитических потрясениях, сетуская культура теперь рискует незаметно рассеяться в тумане глобализации.

Комментариев нет:

Отправить комментарий